Возрождение традиций Православия в пещерных городах Крыма

Скачать рацензию

Актуальность: В настоящее время существует огромное количество научных данных о пещерных городах, однако, в литературе практически отсутствует информация о современном состоянии пещерных городов и монастырей.

Цель: Выяснить, сохраняются ли в наше время традиции православной веры в пещерных городах и монастырях Крыма.

Задачи:

  1. Во время весенних каникул организовать исследовательскую экспедицию по маршруту Эски-Кермен – Монастырь Шулдан - Мангуп-Кале – Качи-кальон - Чуфут-кале

  2. Осмотреть и сфотографировать пещерные города, монастыри

  3. Постараться получить информацию о последних годах развития пещерных городов и монастырей от местных жителей

  4. Сопоставить сведения, полученные из литературных источников, с новой информацией

  5. Подготовить материал для издания путеводителя для туристических групп по православным святыням Крыма.

 

Методы:

  1. Анализ литературы

  2. Беседа

  3. Наблюдение

 

Пещерные монастыри и города (литературный обзор)

Эски Кермен – один из самых живописных пещерных городов, переводится это название как «Старая Крепость». Он расположен в 6 км на юг от деревни Красный Мак, на плато столовой горы 1 040 метров длиной и шириной до 170 м. Археологами было установлено, что эта крепость заложена в VI веке, предположительно по приказу византийского императора Юстиниана для укрепления подступов к Херсонесу. Первые жители и строители крепости - готы - были христианами, таким образом они строили церкви-пещеры и наземную базилику одновременно с крепостью. В VIII столетии, крепость была занята хазарами, которые вероятно уничтожали систему защиты крепости. Где-то в 8-10 вв. Эски-Кермен перестал быть крепостью, превратившись в неукрепленное, но очень развитое поселение. В 1299 году монгольский военачальник Ногай устроил на Эски Кермене страшный погром, после которого городу уже не суждено было возродиться. Постепенно хирея, Эски-Кермен сходит на нет в течение 14 в., люди никогда больше не возвращались на гору, не жили на ней в историческое время, как это было в Чуфут Кале или на Мангупе (1,2).

Монастырь Шулдан - (отдающий эхо) расположен к северу от с. Терновка в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений, общим числом до 20, которые расположены в два яруса. Первоначально комплекс мог возникнуть в XIII-XIVвв. Скорее всего, он был небольших размеров. В период существования княжества Феодоро, вероятнее, в 20-30-х годах ХVв., монастырь перестраивается, храм расширяется. Учитывая значительные размеры церкви при набольших размерах самого монастыря и наличие горнего места, можно предположить, что монастырь был не последним в церковной иерархии и сюда приходили на молитву не только местные монахи, но и жители окрестных поселений и, вероятно, паломникиНе исключено, что в XV в. это была одна из резиденций Готского митрополита. Ведь Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро и центра Готской митрополии – Мангупа (3).

 

Мангуп-Кале - самое большое укрепленное поселение на территории юго-западного горного Крыма. Во вт. пол. VI в. на окраинах Византийской империи императором Юстинианом I было предпринято грандиозное строительство, в том числе упоминается название «Дорос» на горе Мангуп. К середине XIV в. сложилось княжество Феодоро со столицей на горе Мангуп.

Южный монастырь находится под южным обрывом плато. Скорее всего, монастырь относится к первой пол. XV в. Возможно он являлся семейной усыпальницей княжеской династии Феодоро. Монастырь расположен за пределами оборонительных стен. Обитель находится в труднодоступном месте, ход туда и сейчас не очень заметен, и не очень легок. К сожалению, монашеская жизнь здесь возродилась слишком поздно, за это время фрески были практически уничтожены (3).

 

Мошашеский скит св. Анастасии Узорешительницы Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря находится в пещерном городе под названием Качи-Кальон (4) в 1,5 км от села Предущельное. Качи-Кальонский известняковый массив напоминает нос гигантского корабля, направленный вниз по течению реки Кача. Церковь святой Анастасии раньше была хорошо известна и за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова, упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии. Монастырь был закрыт в 1921 году, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт. В конце 2008 года в ущелье на западной стороне Качи-Кальона Успенским монастырем образован мужской монашеский скит святой Анастасии Узорешительницы. В скиту живет и работает несколько послушников, службы проводит священник Успенского монастыря.

Церковь святой Софии

На северном мысу Качи-кальонской скалы находится церковь св. Софии, возведенная в византийскую эпоху, скорее всего иконопочитателями в VIII-IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 г., до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен. Эта пещера рукотворная, как и большинство пещер в крымских поселениях. В огромном обломке скалы высечено помещение овальной формы, длиной чуть больше пяти метров, шириной около двух с половиной метров, потолок выше двух метров, так что никому не приходится нагибаться. Внутри церкви - остатки древних могил.

Чуфут-кале и Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь.

Чуфут-Кале (5) — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато и совершенно недоступен с северной, западной и южной стороны. Издалека, кажется, что дома «прилепились» прямо к скале. Город был известен под следующими названиями: ФуллыКырк-Ор (с турецкого «сорок укреплений»), Кырк-Ер, Джуфт-Кале (с караимского «двойная (парная) крепость»),Чуфут-Кале (с крымскотатарского «еврейская крепость»). Построен во времена Юстиниана I для укрепления византийского влияния в Крыму. В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар, жители были уничтожены, в городе оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены поселили караимов-ремесленников. Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов.

После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане. В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями. Чуфут-Кале становится цитаделью столицы, а также используется как пещерный тюремный каземат. В его стенах побывало немало именитых пленников.

После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874). В западной, самой древней части города сохранились руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.
Также хорошо сохранились две кенассы (караимские молельные дома) 14-го века. Рядом с ними находилась первая на Крымском полуострове типография, основанная караимами в 1731 году, для печатанья книг религиозного содержания. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. Так же в пещерах размещались церкви, до сих пор на стенах некоторых из них, сохранились старинные фрески, изуродованные современными вандалами.

Свято-Успенский монастырь. Монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарай в ущелье Марьям-Дере (ущелье святой Марии) в 20 минутах ходьбы от Чуфут-Кале. На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI в.: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе. Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века (7). ВXIIIXIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма Благодатная сила монастыря была так велика, что даже мусульмане, и в том числе ханы, приходили сюда на поклонение Пречистой Богородице. В 1778-1779 гг. после вывода христиан из Крыма Свято-Успенский монастырь оставался единственным оплотом и светочем Православия в Крыму. 4 мая 1850 г. последовал указ Святейшего Синода о возрождении скита. Во время 1 обороны Севастополя (1854 - 1855 гг.) в обители был организован госпиталь для раненых.

К началу XX в. в монастыре было 5 церквей: древний пещерный храм во имя Успения Богоматери; пещерный храм во имя святого апостола и ев. Марка высечен в скале ниже Успенской церкви в 1859 г. Выше храма в скальном помещении находились ризница и библиотека монастыря; храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены (1878 г.); храм во имя святителя Иннокентия Иркутского (1857 г.); храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца построен на противоположной стороне ущелья в 1875 г., при храме 2 кладбища: братское и военное. В долине между скал располагался фруктовый сад, возле которого в 1867 г. была сооружена Гефсиманская часовня. В 1921 г. монастырь был закрыт; на его территории расположилась колония инвалидов им. Артема. В 1929 г. монастырские постройки были проданы трудовой колонии и разобраны на строительные материалы. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. После спецпереселения из Крыма в другие регионы СССР на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер. Возобновлен Свято-Успенский монастырь в 1993 г.

В течение последних нескольких лет события, разворачивавшиеся в Свято-Успенском монастыре, грозили вылиться в межнациональный конфликт (6). Дело в том, что нижнюю площадку древнего православного монастыря крымским татарам вздумалось объявить спорной территорией, с большой натяжкой объясняя это тем, что территория находится близко от некогда существовавшей здесь мусульманской духовной гимназии. Документально эта часть земли принадлежит Крымской епархии. Несмотря на то, что монастырь имеет государственный акт на землю нижней площадки, в Бахчисарайском меджлисе не признают монахов законными владельцами земли и предъявляют свои претензии на этот участок.

 

Экспедиционная часть.

Наша экспедиция в Крым проходила в дни школьных каникул с 21 по 28 марта 2011 года. При планировании маршрута наибольшую роль сыграл тот факт, что, когда наши руководители 7 лет назад были в этих краях, то возрождение православных пещерных монастырей еще не начиналось, только в Успенском монастыре теплилась жизнь. Откровением для нас стал экспедиционный отчет группы Н.П. Сергиевской (3), участвовавшей в Первенстве г. Москвы по туризму в 2010 году. Так, из отчета мы узнали, что возрождается Южный монастырь на Мангупе, монастыри Шулдан и Чилтер-Мармара (ныне скит св. Саввы Освященного).

Наш маршрут начался от городища Эски-Кермен, который монастырем, никогда не был, а сейчас вообще полностью превращен в музей. Помимо множества пещер различного назначения, на Эски-Кермене есть и пещерные храмы. В одном из них – храме Судилище и в соседней с ним часовне на месте алтарей стоят иконы, принесенные верующими людьми. К сожалению, Храм трех всадников нам так и не удалось увидеть – мы промахнулись мимо него на спуске из пещерного города.

В монастыре Шулдан (ныне монастырь Христа Спасителя) мы оказали по пути из Эски-Кермен в Мангуп. Тропа шла по скальному обрыву и привела нас к пещерным постройкам, над которыми на обрыве виднелся купол часовни с крестом. Навстречу нам вышел сторож Александр, успокоил сторожевого пса и позволил всей нашей многочисленной группе (более 30 человек) зайти в монастырь. Монастырские постройки представляют собой ряд пещер, соединенных переходами, которые пока не очень приспособлены для жизни. Перед храмом на небольшой площадке несколько могил архиепископов, накрытых новенькими могильными плитами. Пещерный храм Христа Спасителя восстановлен, находится в хорошем состоянии. Александр предложил нам тапочки и пригласил в храм. Оказалось, что батюшка из с. Терновка приезжает и служит здесь литургию через субботу, т.е. 1 раз в 2 недели. На вопрос, сколько человек проживает в монастыре, Александр поведал, что сейчас больше никого нет, он один, монастырь переживает не лучшие времена – генератор и тот “ушел”.

Александр поведал нам, что 7 лет назад в селе Терновка появился некий человек (Игорь Григорьевич), который дал деньги на восстановление 3 пещерных монастырей: Шулдан, Чилтер-Мармара и монастыря на г. Мангуп. Работа закипела, в монастыре Шулдан (Христа Спасителя) собралось 28 человек – монахов, послушников, трудников, людей, у которых проблемы с законом. Они собрали 75 т камней и восстановили часовню на вершине скалы с крестом, подъем на которую настолько опасен, что называется “игольные уши”, стали наводить порядок в монастырских помещениях, восстановили храм, провели водопровод, купили генератор. Однако, постепенно энтузиазм прошел и все люди разошлись. “Тяжело человеку в наше время жить в пещерах”, - сказал Александр. То же самое произошло и с двумя другим монастырями.

Покинув гостеприимный монастырь Христа Спасителя, мы отправились к пещерному городу Мангуп-Кале. Так как времени было мало, то наверх пошли только старшие ребята, и мы смогли только бегло осмотреть бывшую столицу княжества Феодоро. Однако, т.к. Мангуп-Кале – это хорошо известный экскурсионный объект, мы не сильно расстроились – сюда ведь всегда можно приехать еще раз.

В долине р. Кача в предпоследний день пути мы посетили чудесный скит великомученицы Анастасии Узорешительницы (скит принадлежит пещерному Успенскому монастырю). По словам одного из монахов скит возник в 2005 году, в нем живут постоянно монахи, служатся службы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был построен новый храм, в котором сейчас и проходят службы. Весь храм оказался украшен огромным количеством лампадок и бисерных украшений – оказалось, что сам отец игумен занимается рукоделием, а немощные и больные монахи ему помогают. Сейчас у монахов в скиту новая забота – они сажают на камнях фруктовый сад и собирают в бочки дождевую воду для его полива. Электричество вырабатывается благодаря ветряку – на освещение хватает. Нам показалось, что у этого скита гораздо больше шансов на выживание, чем у монастырей Шулдан, Чилтер и Мангуп.

Тропа, ведущая из скита, привела нас к скальной церкви святой Софии – вход в нее был закрыт и окна укреплены решетками, внутри виднелись иконы. Этот закрытый храм нас не расстроил, а скорее обрадовал – кто-то о нем заботится.

В последний день пути мы посетили древний город Чуфут-Кале и Успенский монастырь. Удивительно, как на небольшом участке земли так долго сосуществовали совершенно разные культуры и верования – ведь здесь жили и караимы, и мусульмане и православные. С удивлением мы разглядывали крест, вырубленный в каменном полу одной из пещер караимско-мусульманской крепости Чуфут-Кале. Видимо, Успенский монастырь уже позже стал центром православия в этих краях, после того, как православное население Чуфут-Кале сменилось на мусульман и караимов. Сейчас Успенский монастырь расширяется, украшается. Действительно, Успенский монастырь является православным центром Бахчисарая и его окрестностей. Однако, как мы могли наблюдать, значительную часть посетителей Успенского монастыря, по-прежнему составляют любопытствующие туристы, одетые совсем не по правилам, приезжающие сюда на экскурсию. К сожалению, у нас оставалось до поезда совсем мало времени и мы не успели собрать информацию о разрешении конфликта монастыря с мусульманами, только поднялись поклониться в монастырский храм.

Оценка эффективности работы, перспективы.

К сожалению, учитывая тот факт, что времени было мало, а нам очень хотелось увидеть больше, мы не успели детально изучить каждый пещерный город, каждый монастырь в отдельности – мы заходили туда ненадолго по пути, коротко беседовали с людьми, фотографировали, заходили в храм, оставляли небольшие пожертвования и шли дальше. В сумме наш маршрут составил 63 км. Мы так и не успели собрать сведения о современном положении дел в Свято-Успенском монастыре, о монастыре на Мангупе, не успели найти храм Трех Всадников и древнюю церковь святой Анастасии, вместе со святым источником и многое другое. Возможно, в следующих наших поездках нам удастся не только собрать больше информации, но и самим потрудиться на восстановлении пещерных монастырей.

 

Выводы:

  1. В целом, можно сказать, что почти во всех пещерных городах Крыма началось постепенное возрождение православных традиций, не так уж много мы видели пещерных храмов, где не стояли хотя бы иконки (исключение составил Чуфут-Кале, как памятник) и не было на нашем пути пещерных монастырей, где хотя бы изредка не проводились службы. Среди местного населения появляются небезразличные люди, готовые помочь восстановлению древних православных святынь.

  2. Активнее всего, естественно, восстанавливаются православные святыни, расположенные ближе к административному центру (г. Бахчисарай – Успенский монастырь, скит св. Анастасии), остальные же – по остаточному принципу.

  3. Сам процесс восстановления разрушенных монастырей очень трудоемок, а современные люди, даже монахи, привыкли жить в более комфортных условиях, поэтому без поддержки местного населения, без пожертвований, без самоотверженного труда верующих паломников увиденные нами православные святыни еще очень долго будут пребывать в полуразрушенном состоянии и служить экскурсионным объектом.

  4. Район Чуфут-Кале и Свято-Успенского монастыря являют сбой пример удивительного относительно мирного сосуществования абсолютно разных культур, религий и народов.

 

  1. Собранный нами материал, вместе с материалом проекта по деревне Лаки и материалом группы Н.П. Сергиевской, может быть использован для создания небольшого путеводителя по современным православным святыням окрестностей г. Бахчисарай.

 

 

Литература

  1. Арсюхин Е., Андрианова Н. Эски-Кермен http://archeologia.narod.ru/krim/krimeski.htm

  2. Битва за монастырь: Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь http://rusk.ru/tema.php?idaid=58

  3. Крым республика. Русские церкви. http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=crimea&page=7

  4. Могаричев Ю.М. Крым. “Пещерные города”: [Науч.-попул. Изд.]. – К.: ВИЩА ШКОЛА-XXI, 2010. – 280 с.: ил.

  5. Сайт пещерного города Эски-Кермен http://eski-kermen.ru/about/

  6. Сергиевская Н.П. Отчет о проведении экспедиционного исследования (Первенство г. Москвы по туризму, 2010)

  7. Фадеева Т.М. Тайны горного Крыма.- Симферополь: <bpytc-Byajhv? 2002/ - 256 c., ил

  8. Чуфут-Кале http://www.qrim.ru/about/sights/Cufut-Qale

  9. Шайкина Н. Качи-Кальон http://www.qrim.ru/about/sights/Qaci_Kaljon

Новости

Разное

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру