Нашим ученикам - будущим тренерам
Апатенкова А.Е.,
тренер клуба «Боевое Многоборье – 1534»
Каждый старший ученик, который хочет встать на путь стажерства, должен, прежде всего, спросить себя: “действительно ли я люблю то искусство, которое собираюсь преподавать и действительно ли я сам хочу в нем совершенствоваться?”.
Стажеру не стоит гордиться своим положением и выделяться среди своих товарищей. Самое лучшее место для стажера на занятиях – впереди группы, там, где самому нужно трудиться больше других и все показывать своим примером.
Стажер должен уяснить себе очень четко – он теперь лицо клуба и не может больше позволять себе неаккуратности, невнимательности, необязательности. Однако, не стоит расстраиваться, если вначале трудно объяснять, трудно проводить занятие по заданию, трудно правильно рассчитывать время.
Стажер старается точно выполнять указания своего тренера и учится искусству преподавания, помогая тренеру. Есть предмет: “ Теория и методика физической культуры” – его изучают в ВУЗе, а есть реальная жизнь, в которой часто все еще интереснее.
Стажер - помощник тренера, он пока не несет личной ответственности за успехи ребят, за их техническое мастерство, за их безопасность – эта ответственность лежит на тренере.
Стажер должен быть готов со временем остаться в узком кругу старших учеников, объединенных дружбой и стремлением к совершенству. Старших учеников и стажеров в любом клубе никогда не бывает много, т.к. остаются всегда те мужественные люди, которых не сломили профильные классы, элективы, подготовка к ЕГЭ и другие трудности. Люди, которые готовы преодолевать себя и внешние сложности, чтобы продолжить занятия любимым делом.
Стажер, который начинает сам вести свою группу, становится инструктором. В этот момент на него ложится персональная ответственность за жизнь и здоровье учеников, а также за все, чему они научатся. Поэтому инструктор уже не действует строго по трафарету – он постоянно осмысливает процесс занятий и обучения.
Инструктор приступает к работе с желанием научить ребят чему-то необыкновенно интересному и важному, что знает и умеет сам. Этот настрой не покидает его даже в моменты усталости, без него работа превратится в рутину и потеряет смысл.
Инструктор обязательно думает о том, к чему он хочет привести своих учеников к концу обучения, через несколько лет, через год, через месяц, к концу этой тренировки. Каждый шаг, который делают ученики на пути к дальней цели, должен быть осмысленным.
Инструктор всегда проверяет себя по внутреннему компасу, задавая себе самый важный вопрос: “для чего моим ученикам нужно то, чему я их учу?” Правильных ответов здесь много: для получения опыта преодоления себя, для физического развития, для здоровья, для самозащиты, для выступления и победы на соревнованиях, для выживания в экстремальных условиях, для совершения в жизни правильного нравственного выбора и т.д.
Инструктор помогает каждому ученику расти над собой, не останавливаться на пути к совершенству, независимо от внешних обстоятельств. Он указывает ученикам вектор движения.
Инструктор видит в каждом ребенке человека. Он исходит из того, что важнее личность человека, которому боевое искусство помогло в жизни, а не воспитание идеального спортсмена – винтика в клубном механизме. Если у ученика что-то получается не так – инструктор ищет выход, направляет, помогает ему преодолеть себя и научиться использовать свои возможности и свои особенности.
Инструктор и стажер, который понимает, что преподавание может стать его будущей профессией, обязательно стремится получить высшее педагогическое (и физкультурное) образование. Кто-то делает это сразу после школы, кто-то получает второе высшее образование, а кто-то проходит профессиональную переподготовку. Но настоящим профессионалом, тренером, может быть только образованный человек.
Тренер понимает, что идеальной ситуации, когда каждый ребенок у тебя будет заниматься всю жизнь, не будет. Каждый ученик, в любом случае, должен унести с собой определенное отношение к жизни, здоровье, технические навыки и любовь к искусству. С этим пониманием тренер начинает работать по-другому.
Быть преподавателем, тренером – это не просто профессия, не просто хобби – это, в своем роде, миссия. Невозможно измерить ответственность преподавателя перед Богом и человеком. Но и нельзя бояться своего недостоинства – надо трудиться и расти над собой.
Учитель – это слишком громкое название. Учителем стоит называть того человека, который научил тебя не просто драться или побеждать на соревнованиях, а помог тебе понять что-то очень важное в жизни. Учителем не нужно считать себя самого – лучше называться тренером, инструктором, стажером. А учителем, со временем, может быть, назовет тебя кто-то из учеников.