Пасвик-Хибины 2007

Группа туристов ГОУ ЦДЮТЭ «Черемушки» ЮЗАО в количестве 17 человек совершила с 18.07.2007 по 05.08.2007 года пешую экспедицию I категории сложности по Мурманской области

Маршрутная книжка №177-04/1-129

Маршрут:

Экспедиционная часть в заповеднике Пасвик.
Активная часть маршрута: ст.Хибины – р.м.Белая – пер.Рамзай – оз.м.Вудъявр – Кировский ПАБСИ – пер.Кукисвумчорр – долина КСС – пер.Сев.Рисчорр – р.Каскаснюньйок – оз.Академическое (рад) – пер.Умбозерский – долина КСС – пер.Ю.Чоргорр – р.Часнайок – пер.Юмеккорр – ущ.Аку-Аку – ст.Имандра

Продолжительность активной части: 13 дней
Протяженность маршрута: 142,2 км

1 день (18 июля)
Дорога в Мурманск (на поезде)

2 день (19 июля)
11.20 Прибыли в Мурманск. Около вокзала на автобусной площадке грязно, безлюдно, туманно. В 12.00 встретились с водителем автобуса, он привез нам пропуска. К 12.30 разобрались с документами и, наконец, сели в автобус. Из Мурманска выехали через большой мост (2600 м), который проложен через залив. В 13.40 проехали реку Ура, дорога разбитая, особо быстро не получается ехать. Вокруг холмистая местность с многочисленными озерцами, растительность кустарниковая. В 14.30 проехали реку Западная Лица, видели знак:1453 км от Москвы. Проехали деревню и реку Титовка проехали первый пограничный КПП, документы не проверили. В 15.11 встретили знак:1500 км от Москвы. Невдалеке от деревни Титовки, у трассы стоит памятник танкистам. Около 15.30 проезжаем поселок Спутник, там расположен батальон морской пехоты, который участвовал в боевых операциях на Кавказе, в Чечне. 15.45 - еще одна пограничная застава, очень много бронетехники и военных полигонов. Сказали, что оленей здесь нет. Сейчас проедем аэродром, на котором служил молодым Гагарин. 15.50, в этом месте дорога сделана, как запасная взлетная полоса. В 16.02 проезжаем реку Нама-Йоки. Здесь торфянистые почвы, поэтому происходят часто пожары. Проехали г. Никель. Никель - бывший финский поселок, а сейчас крупный промышленный город. В 16.15 остановились перекусить. Доев еду, оставшуюся у нас с поезда – поехали дальше (16.50) 17.30 - едем вдоль границы, дорога грунтовая, разбитая. Вдоль дороги колючая проволока. В 17.45 переехали через КПП №2. 18.50 - почему-то солнце стало только ярче. В 19.40 переехали через КПП №3, 10 мин проверяли документы. Свернули в нейтральную зону. До поселка Раякоски осталось 7 км. В 20.05 приехали в пос. Раякоски. Нас высадили у школы, где нас встретили сотрудники заповедника. В сам Пасвик, сказали, не пустят, но обещали экскурсию по окрестностям. Поселили в школе – в 20.15 мы отнесли свои рюкзаки в школьную столовую, где нам предстоит пожить. В школе недавно был ремонт, и хотя ей около 50 лет, выглядит она замечательно (см. фото на пороге школы), намного лучше наших новых. Было непривычно ложиться спать при свете, поэтому мы закрыли все занавески и легли спать только в 23.00. Сам путь без перерывов от вокзала в Мурманске до Раякоски занял 6ч.30мин, всего около 280 км.

3 день (20 июля) Днёвка в посёлке Раякоски
Сегодня экскурсионный день, нам предстоит экскурсия по поселку Раякоски и лекция о заповеднике. Встали мы сегодня рано 7.30 и пошли делать зарядку. Пробежали по утреннему лесу, занятие не самое приятное, так как там кочки и много лишайников. 8.30 Должны позавтракать, но завтрак затягивается т.к. я дежурный, а сейчас не готовлю, а пишу. Через чай мы все еще ждем завтрака, выпили чаю, чтоб скрасить ожидание. 9.35 Мы все-таки поели!!! И пошли на встречу новым знаниям. 9.55 до домика, который является центром заповедника, от нашей школы прошли примерно 750м. Сейчас будет экскурсия о заповеднике. В 10.35 началась экскурсия. Нам подробно рассказали о месте нахождения заповедника Пасвик, он находится на границе трех стран: Россия, Норвегия и Финляндия. Рассказали об ученых работающих в заповеднике и о методах изучения животных и растительности. Через 30 мин включили фильм, который наглядно показывал все, что нам рассказали до этого. В заповеднике очень много птиц, остающихся зимовать и перелетных. В Пасвик приезжают ученые многих стран. Фильм длился всего 15 минут. После того как он закончился, нам раздали буклеты, содержащие информацию о заповеднике, и значки с символом заповедника. После экскурсии еще один местный экскурсовод Оксана показала и рассказала нам про поселок. Поселок не большой. Постройки в основном финские и норвежские. Его отстраивали после войны, в качестве компенсации. Школе оказалось 39 лет, ее тоже строили финны. Школа совсем не похожа на те, которые мы привыкли видеть в Москве. Напротив магазина памятник погибшим пограничникам. В 12.40 гуляя по поселку зашли в его часть, которая носит название «Норвежский поселок». Видели в поселке детский сад, там было всего 8 детей. А в школе во всех классах, т.е. с 1 по 11, учится всего 30 человек. Через 25 минут, пройдя через лес, вышли к разливу реки Паз. Открывается очень красивый вид. Хорошо видно Норвегию, на другом берегу. Видно даже смотровую вышку. В 14.00 вернулись в школу. Всем очень понравилась экскурсия. Обедаем. Когда мы пообедали, стали готовиться к вечерней конференции. В 16.00 Наши руководители повели нас в лес, изучать виды лишайников и растений. Нас научили различать большое количество ягод, мхов, лишайников и карликовых деревьев. В погоне за знаниями мы даже залезли в болото. В болоте мы нашли большое количество прошлогодней клюквы и брусники, она оказалась очень вкусной. Всего нам удалось определить около 30 видов растений. По дороге видели окопы, которые остались со времен войны, нам даже сказали, что можно найти гильзы и мины. В 18.00 вернулись в школу и получили задание разбиться на команды и составить кроссворд из названий тех растений, которые только что выучили. 19.00 ужин. В 20.30 стали разгадывать кроссворды, нам очень понравилось. После этого послушали доклады на темы: «лишайники», «тайга», «рельеф Кольского полуострова», «ГЭС», «растительный мир тайги». 23.00 отбой, а за окном светило солнце…

4 день (21 июля) Переход из пос. Раякоски в пос. Янискоски
Проснулись в 7.00, сделали зарядку, к 8 часам приготовили завтрак, поели за полчаса и в 8.40 начали собираться. Оставили в школе все лишние продукты и вещи. В 9.10 встретили проводника. В 9.15 дошли до перекрестка – ждем, пока отнесут ключи от школьной столовой в экоцентр. Идем в юго-восточном направлении с левой стороны от ЛЭП, местность холмистая, перепады высот 10-20 м направление юг-юго-восток. Пересекли 2 просеки. В 10.10 устроили привал. За переход прошли 2500м. В 10.25 пошли дальше. ЛЭП идёт на юго-восток. Тропа проходит слева от ЛЭП. Мы перешли ручей (ширина 1м), прошли через топь, развернулись на север-северо-запад, прошли 500м за переход, таким образом, мы обогнули место впадения ручья в реку Паз. В связи с разливом реки ходить сложнее. 10.52 - привал. В 11.10 вышли. Перешли болото, перейти можно только в одном месте по жердям. Через каждые 200м перепад высот (5-10м). В низинах заболочено. Шли по грунтовой дороге, периодически заваленной, вдоль малой недействующей ЛЭП, которая идет параллельно большой ЛЭП (на юго-восток), перешли 4 речки, за переход преодолели 2370м. В 11.45 сделали привал. В 12.05 вышли. Шли всё время по грунтовой дороге по хребту на юго-восток, вдоль старой малой ЛЭП. Высота 120 м. Прошли 1900м за переход. В 12.38 устроили привал. Через пятнадцать минут вышли. Дорога грунтовая, перешли 1 речку, шли по большой ЛЭП, В 13.41 сделали привал и устроили перекус с видом на пятую ГЭС (см. рис справа), смотрим на дамбу, погода хорошая, переменная облачность, +15, ветрено. За переход прошли 3250м. В 14.47 вышли. Через 300м встретили трансформатор, еще 6 минут - и дошли до поселка Янискоски. В посёлке нас встретили его жители – все являются сотрудниками заповедника, нам рассказали, где лучше поставить лагерь. В 15.07 мы вернулись до трансформатора, ищем место для лагеря. Прошли по тропе вверх 10 минут от трансформатора и нашли место. В 16.00 поставили лагерь, сейчас будет экскурсия по поселку. В 16.15 пошли на экскурсию в поселок Янискоски. Сначала нам показали метеоплощадку, затем сводили на дамбу и показали разлив реки Паз, а потом сводили на братскую могилу 13 русских военнопленных - у этого поселка до 2005 года была застава. Под занавес нас сводили в бывшую финскую баню, где сейчас располагается краеведческий музей (см. фото слева). В 19.00 мы вернулись в лагерь, где без труда собрали дрова и приготовили ужин. Поужинав, мы послушали доклады и обменялись впечатлениями об экскурсии. В 23.00 отбой
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 10.500м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 4ч 00мин

5 день (22 июля). Переход из пос. Янискоски в долину реки Наутсийоки
7.30 Поднялись, сделали зарядку на свежем воздухе, в 8.30 позавтракали и начали собирать вещи. Обнаружилось, что забыли сахар. Собрались к 9.30. В 10.00 вышли на тропу по направлению в-ю-в, ждём проводников… в 10.26 вышли. с нами проводники Александр Валерьевич и Ирина Анатольевна. Направление в-ю-в, через 300 м наша тропа соединяется с другой и становится шире. На протяжении 300м заболоченный участок, вдоль положены доски, а под таким настилом поперечно бруски (см. рис справа). Тропа постепенно поднимается вверх. Тропа маркирована белой тканью и краской серого цвета. Периодически встречается кабель, после 1000м тропа огибает слева болото по возвышенности, а потом снова приводит к кабелю, переход длился 40 минут, за которые мы прошли 1400м.
Отдохнув 20 минут, пошли дальше по лесовозной дороге, затем шли вдоль озера, видели морены шириной 50м, справа долгое время было озеро, пошли по каменистой тропе. Хребет горы Раявара идет с запада на восток, туда и пойдем дальше, в 12.03 сделали привал на горе Раявара (см. фото слева), прохладно, пасмурно температура не больше +12, за прошлый переход прошли 1900м.
В 12.30 пошли дальше, спускались по южному склону горы, достаточно круто, После спуска с горы прошли 2 озера. По тропе вышли на накатанную грунтовой дорогу (см. фото справа), с этого момента наши проводники пошли обратно. С правой стороны стоит бывшая военная застава. По дороге мы пошли налево, направление с-с-в, дошли до старого КПП (прошли 1500м), от которого повернули направо к речке, там планируется обед. В 13.30 начали готовить обед, переменная облачность, ветрено. Мы не торопясь, покушали, нашли лосиные рога (см. фото слева) и в 15.03 вышли. Вернулись к КПП и пошли дальше в прежнем направлении, через 1300м заметили поворот направо. В 15.45 устроили привал, за переход прошли 2500м.
Отдохнув 10 минут, пошли дальше, однако через полчаса пришлось остановиться на разведку, прошли 1200м. Разведка показала, что справа болото, слева от дороги все время тянется колючая проволока, пришлось идти дальше.
Вышли в 16.35, через 20 минут вновь остановились на разведку, ищем нормального выхода к речке, которая у нас справа, но опять не обнаружили ничего подходящего – лес заболочен, пройти к реке нельзя.
В 17.05 снова пошли. Пройдя ещё 1200 метров, опять провели разведку, но вновь наши надежды не оправдались.
В 17.56 продолжили наш путь и через 10 минут всё-таки нашли долгожданную стоянку у реки Наутсийоки в 200 м от дороги. В 19.00 поставили лагерь. К 20.00 собрали дрова, натянули тент, разложили сушиться вымытые в речке вещи, теперь готовимся к докладам. В 21.00 поужинали, начали слушать доклады. В 21.30 начали общий сбор. Осталось свободное время до 23.00, которые мы заполнили игрой на гитаре. В 23.00 – отбой.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 11500м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 4ч 16 мин

6 день (23 июля) переход от реки Наутсийоки в Раякоски
Встали мы рано в 7.00, как всегда не спеша позавтракали и собрали лагерь. В 9.30 вышли и пошли дальше по дороге, по которой шли вчера. Дошли до КПП, у нас стали проверять документы, до КПП прошли 350м. В 9.43 свернули налево от КПП – на дорогу, направление сначала север-северо-запад, потом на север, погода пасмурная, безветренно, много мошкары, хотя местные жители говорят, что это мало, слева прошли полигон и знак «СТОЙ, СТРЕЛЯЮТ!» на КПП был знак «НИКЕЛЬ-82 ЯНИСКОСКИ 16» В 10.23 привал. За переход прошли 3500м.
Через 10 минут двинулись дальше, растительность – типичная тайга. Ближе к 4 столбу развилка и поворот направо, а наш дорога уходит налево, куда мы и пошли, направление северо-восток. 10.54 привал остановились у экоцентра, за переход прошли 1500м. Отдали сотрудникам заповедника собранные камни.
Через десять минут подошли к нашей школе, в школе вместе с нами в столовой теперь поселились ученые, приехавшие в заповедник. В школе готовимся к зачету по растениям (см. фото). Вроде подготовились. Но некоторые участники нашей группы зачет не сдали (будут пересдавать). Пока сдавали зачет и готовили ужин, многие сходили в душ. В 20.45 поужинали. Слушаем доклады. 23.00 Отбой.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 5000м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 1ч 15 мин

7 день (24 июля). Переезд из заповедника в Хибины. ст. Хибины - река малая Белая
6.30 Подъем. Дежурные стали готовить завтрак. Остальные пошли на зарядку. Все поели, собрались и вышли на улицу. Стали ждать маршрутку. В 7.50 приехали маршрутки, мы погрузили туда вещи и поехали (все заснули). По дороге заехали в «Долину славы». В этом месте очень много мемориалов посвященных Великой отечественной войне. В 13.32 Приехали в Мурманск, и пошли на вокзал ждать поезд. В 17.15 наконец сели в поезд и покатили по направлению к Хибинам. В 20.06 вылезли из поезда, за 3 минуты, пришлось задержать поезд, так как он стоял здесь всего 1 минуту. Страховали друг друга при высадке, платформы не было, а встречного поезда за поворотом не было видно, надо быть осторожным. Надели рюкзаки, и пошли. В 20.10 устроили технический привал. Пропустили два поезда, и пошли дальше. Прошли 400м назад на север, вдоль железной дороги. В 20.35 перешли через мост (опасно, так как мост узкий) и сразу после этого свернули на тропу на восток (направо). Через 1300м видим навесной мост через реку Малая Белая, но нам он уже не нужен. Сразу после моста есть стоянка. Там же около моста брод и лесовозная дорога, слева разрушенное кирпичное здание.
Идем всё время вдоль речки м. Белая по ее правому берегу, через 500м пересекаем тропу. В 21.15 перешли небольшой ручей по мосту из брёвен. Оторвался конец строя, часть группы успела пройти через следующий ручей, а другая нет, ручей 3м, есть бревно. Перешли через него, страховались альпенштоками. Переправа заняла 6 минут. Между этих двух ручьев заболоченная местность, много разветвлений у тропы, стараемся держаться ближе к реке. Ветра нет, температура воздуха 17 градусов тепла, переменная облачность. За переход прошли 2километра 200метров. В 21.24 устроили привал возле еще один притока, который преградил нам путь, перешли его по бревнам.
В 22.17 пошли дальше. Направление восток. Терраса реки, тропа опасная, справа обрыв. Через 20 минут обрыв кончился, рядом место для стоянки. На протяжении 500м поврежденный водопровод, места рядом с ним затоплены, поднимаемся вверх. В 22.47 долгожданный привал. Успели за переход пройти 1100метров.
Через 10 минут пошли дальше. Появились сосны, много заливов, потом в основном ели. 23.27 Переправа через приток реки по бревну. Идём дальше. Вокруг сосновый бор. Через 20 минут опять привал. С того привала прошли 1200 м.
23.54 пошли дальше, идём по склону. Конец строя потихоньку стал отделяться. Вот, наконец, на следующий день (00.05) нашли место для лагеря. Поставили лагерь у дороги рядом с речкой, вышли на 3-ий правый приток реки Малая Белая, обозначенный на карте. Если подняться на 20м повыше, будет стоянка лучше. Быстро приготовили ужин, подкрепились и провели общий сбор. 00.59 Отбой.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 7400м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 2 часа 40 минут

8 день. (25 июля) река малая Белая – пер.Рамзай – р. Поачвумйок
Проснулись поздно, в 10.00 позавтракали, скоро должны двинутся в путь. В 11.30 собрали лагерь. Сегодня тепло + 17, безветренно, переменная облачность. Решили переходить приток по камням, страховка - веревочные перила. Через 20 минут вышли, стал накрапывать мелкий дождик. В 12.15 устроили технический привал.
В 12.25 перешли реку, еще через 200м с заросшей дороги перешли на обычную. Прошли ещё 800м, свернули налево с дороги на тропу, природная зона - тайга, двигаемся в восточном направлении. Через 15 минут вышли к реке, перехода не видно, послали разведку. Разведка нашла переправу из бревен.
В 13.00 переправились через реку идем дальше. Идем по заболоченной местности, вдоль реки, через 1 мин увидели приток, перешли его по бревнам через 8 мин. Следом за ним еще приток, перешли так же, за переход прошли 3000м. Вышли на дорогу в 13.42 и сделали привал.
Через 10 минут пошли дальше. Прошли озеро, перешли приток, переправа по бревнам, потерь не было, за переход прошли 3600м и в 14.50 устроили привал. Светит доброе ласковое солнце.
Через 20 минут вышли. Справа озеро Тахтарьявр, в долине идет дождь, у нас дождя нет, деревьев тоже нет – зеленая зона закончилась.
(см. фото, перевал справа вдалеке). В 15.55 привал. В 800м позади от нас озеро. Прошли 2000м за переход.
В 16.20 вышли, идем по тропе, встали перед перевалом который находится в нешироком ущелье, видно снежник. Кто может, любуется красивым видом гор. 17.04 привал.
17.20 группа снова в пути, все устали. 40 минут карабкаемся по склону, а прошли всего 1 километр, начался дождь, и прямо на склоне у начала снежника одеваем куртки – привал.
В 18.15 пошли, дошли до перевального тура, оставили записку, идем по снежнику, снег наверху розового цвета и почему-то пахнет арбузом. Наконец перевалили. У многих это был первый в жизни перевал (см. фото). Прошли от перевального тура 1000м, в 19.00 остановились на перекус. Холодно и мокро, зато воды хоть отбавляй.
В 19.20 пошли. Спускаемся по левому берегу ручья Поачвумчорр, 100 м траверс, осыпуха, закончился снежник, на 1900м с нашей тропой соединяется тропа с соседнего перевала, за переход прошли 2000км. В 20.00 привал.
Вышли через 5 минут, все время шли по заболоченной тропе вдоль ручья, прошли 2700м. В 21.00 привал. Ищем место для стоянки. Переправляться на другой берег ручья не хочется, нормальный лес еще не начался. В 21.15 нашли место на высоком левом берегу ручья – удобная ступенька для палаток. Поставили лагерь, дров вокруг мало – березовое криволесье. Не дошли до озера 2 км, с трудом развели костер. 22.00 дежурные кое-как приготовили ужин, многие не стали ждать ужина и легли спать.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 14500м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 6ч 40мин

9 день (26 июня). Радиалка в ботанический сад (см. на фото главная контора)
9.15 подъем, зарядка. после вчерашнего дня очень не охотно идем на зарядку. Дежурные приготовили завтрак, поели. У одной из палаток ночью сломалась дуга. Ждем пока ребята наконец починят свою палатку. 13.20 - свершилось, пошли. Шли по верхней 2 колейной грунтовой дороге в направлении ю-ю-в, через 700м с нашей соединяется справа еще одна дорога, она стала полноценной грунтовой, еще через 300м такая же ситуация. Еще через 1000 м перешли ручей, через 300м еще 1 ручей. Сразу после ручья большой деревянный крест, справа от нас оз. Малый Вудъявр. Через 50 м перешли еще ручей вышли на хорошую дорогу по ней ездят в основном самосвалы. В 14.15 остановились осмотреть руины дома где жил и работал Ферсман. Через 5 минут пошли дальше. 14.50 уже видена часть Кировска, разработки. Добывают апатиты и нефелины. Через 10 минут дошли до ботанического сада имени Н.А. Аврорина, всего прошли по хорошей дороге 2700м. В ботаническом саду нам провели интересную экскурсию, показали многие виды растений. Показали теплицу, в которой растут тропические растения. Экскурсия была очень интересной и познавательной. 16.20 экскурсия закончилась, и мы пошли в лагерь, а руководители пошли в город за продуктами, а завпита не взяли! Нехорошо! В 17.10 пришли в лагерь и ждали возвращения руководителей, приготовили обед.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ В ОДНУ СТОРОНУ 5000м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 2ч 30мин

10 день (27июля). р. Поачвумйок – пер. Кукисвумчорр – долина КСС
Встали в 8.20, на улице светит солнышко. Собрали лагерь, позавтракали, в 10.55 вышли. 11.42 дошли до шоссе, той же дорогой, которой вчера шлив ботанический сад. Всего прошли 2350м, остановились передохнуть.
В 11.52 пошли дальше. Идем по дороге, ведущей на перевал Кукисвумчорр в направлении с-с-з рядом с ручьем. До привала прошли 1600м. 12.20 привал. На старых картах не обозначен карьер, дорога туда перегорожена шлагбаумом. На улице пасмурно температура +13.
Через 15 минут пошли дальше. шли все время по хорошей грунтовой дороге, прошли 2400м направление северо-западное справа от дороги ручей. 13.24 привал.
Отдыхали целых 20 минут. Идем дальше, перешли на левый берег ручья, слева озеро Длинное, прошли его. 14.26 привал, прошли 2750м.
Через 20 минут вышли, проходим слева от оз. Сердцевидное. Прошли 2 километра и остановились для того чтоб перекусить, все проголодались.
Ровно в 17.00 вышли, когда дорога через 2400метров перешла через ручей, то мы свернули с дороги на тропу влево, направление северное. 18.05 привал, всего прошли до привала 2500 метров.
В 18.30 вышли, огибаем хр. Поачвумчорр. Тропу потеряли, через 150 метров свернули на север без тропы, нашли тропу, движемся по ней дальше в направлении пер. Ю. Чоргорр. 18.40 переправа через ручей Петрелиуса (глубокий) по бревнам, организовали перильную страховку, группа переправилась в течении 10 минут. Под южным Чоргором нашли тропу и стали двигаться, на север в направлении КСС, справа был ручей Кунийок. От переправы прошли 2 километра. В 19.25 остановились на привал. 19.35.пошли, через 1000 м слева был родник.
Нашли прекрасную стоянку слева от тропы (с тропы ее хорошо заметно) очень красивое место на берегу маленького озера (см. фото). В 20.10 поставили лагерь. Из нашего лагеря открывается прекрасный вид на перевал Северный Чоргор. Стоянка находится под пер. с. Чоргорр. Расстояние до КСС от стоянки около 1,5 километров.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 19500м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 8ч 00мин

11 день (28июля). Днёвка в долине КСС
9.20 Подъем. 9.30 Дежурные начали готовить завтрак.11.00 Завтрак. Нам рассказали, что сегодня будем готовить экскурсии по экологической тропе, и показывать их другим группам. 11.30 Начали готовить экскурсии. Через час стали готовить обед. 13.30 Обед. Наевшись команды, стали показывать друг другу свои работы. Когда закончили с показом экскурсий почти все пошли купаться. Все через пять минут, что вода холодная и пошли греться к костру. Высохнув, одни пошли отдохнуть часок на солнышке. Другие пошли спать в палатки. А третьи остались сидеть у костра. 19.40 Отдохнув, дежурные пошли готовить ужин, а остальные стали собирать дрова. 20.20 Ужин. Попили чаю. Общий сбор 21.30. Некоторые пошли относить на КСС лишние вещи и продукты. 22.00 Отбой.
Общий километраж за день: 0км

12 день (29 июля) База КСС – пер. С. Рисчорр – долина реки Каскаснюнйок
9.00 подъем, солнечно, температура +15. Быстро собрали лагерь, что нам совсем не свойственно. Вышли через час после подъема. Идем по тропе в направлении КСС. 10.27 привал рядом с КСС, видим мост через реку, пока прошли всего 900м. Через 5 минут вышли с базы свернули от КСС по дороге направо (на юг), затем налево.
На повороте характерный указатель «красивый водопад», но самого водопада на карте нет, потом еще указатель на водопад, если свернуть направо и пройти 50метров его становится видно (см. фото). 10.57 привал. Во время привала осмотрели водопад и сделали фотографии. За этот переход преодолели 1400метров.
Через полчаса снова вышли в путь. Шли по ручью Рисйок (по его правому берегу), свернули налево к первому правому притоку р. Рисчорр и пошли по нему на перевал, стало холодно – оделись.
12.07 привал. Прошли 2300м.
12.35 пошли дальше, поднимаемся выше, здесь стало еще холодней. Но где-то впереди видно солнышко. Для поддержания боевого духа дали конфетки. Прошли 650м, начался крутой подъем, каменистая тропа, лишайники, конец березового криволесья, перешли через пересохший ручей, дальше шли без тропы. Пока шли начали собирать грибы. 13.15 привал.
Посидели всего пять минут, накинули плащи от дождя, который собирался начаться. 13.20 пошли, снова вышли на тропу, крупные, мелкие камни, подъем некрутой, тропа теряется, густой туман. Полчаса попрыгали по камням и сделали привал. Прошли километр. Густой туман оказался облачком). Тоша пытался его сдуть, но не получилось). Через 10 минут снова двинулись в путь.
14.15 Послали разведку, разведка ориентировалась исключительно по турикам (хорошо что их очень много), видимость около 5м., нашли перевальное ущелье со снежником. Через десять минут вышли в ущелье, в котором встретили группу из 4 человек.
14.40 нашли тур, взяли записку, написали свою, привал. Высота перевала 900 метров. Нависают черные скалы, и лежит снег. Жутковато и холодно.
14.55 вышли, прошли еще один километр. Все еще идем в тумане. В15.30 перекус.
После перекуса начался крутой спуск по снежнику (около 150 м) - опасно, в некоторых местах снег оледенел, крутой угол, спускались с самостраховкой альпенштоками. После снежника осыпуха 300м, вид на красивую долину (см. фото). Привал.
16.10 вышли. Шли по левому берегу ручья, стекающего с перевала, затем по отрогу г. Рисчорр, поднялись на него траверсом, дальше пошли по широкому хребту на восток, прошли 3000метров. Под ногами ковер из лишайников. Видно Умбозеро. Идти легко, настроение у всех хорошее. Через час привал. Все лежат на лишайниках и наслаждаются.
17.30 пошли. Встречаются редкие березки пока шли, собрали много грибов. 18.07. привал прошли 2 км, собрали очень много грибов, попали в лесотундру, стало тепло и светит солнце.
Спустились в долину реки Каскаснюньок чуть выше места впадения ручья, берущего начало на нашем перевале, переправились через Каскаснюньок (по камням), нашли отличную стоянку прямо в начале “зеленой зоны”. Поставили лагерь, приготовили очень вкусный ужин и сварили грибов. В 21.40 провели общий сбор и выпили чаю. В 23.00 отбой.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 11500м
ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ: 5 часов 10 минут.

13 день. 30 июля. радиалка на оз. Академическое
Подъем в 9.20. сделали зарядку, позавтракали. В 10.20 получили задание писать техническое описание и летопись, разделились на группы по 2, по 3 человека. В 10.55 вышли, перешли через Каскаснюньок. Идём на Юг, прошли 100м, начали взбираться на отрог г. Рисчорр, траверсом, поднялись на 50м. Прошли еще 400м поднимаемся выше еще на 50 метров, подъем пологий, березовое криволесье, лесотундра. Погода тёплая, +20, ветер западный. В 11.08 устроили привал, за прошлый переход прошли 500м в юго-западном направлении.
В 11.20 пошли дальше, прошли 600м, в 11.35 сделали групповое фото, началась тундра. Ветерок дует в спину, появились облака, стало немножко видно Умбозеро, хорошо видно 4 перевала, северный и южный Рисчорр, Умбозерский, Партомчорр. В 11.46 пошли дальше. Идем так же по отрогу. С южной стороны не обозначены скалы на линянии ручьев с южного и северного Рисчора, переменная облачность, тепло, ветерок. Направление запад-юго-запад, на севере виднеется Южный Партомчорр, прошли 1400м. В 12.14 привал (см. фото слева, вид на пер. С. Рисчорр).
Вышли в 12.30, шли 27 минут, прошли 1400м погода такая же, перевал С. Рисчорр (см. фото справа) уже близко, за ним туча (на фото ее еще нет), страшно смотреть снизу, слева мы наблюдаем ручей, стекающий с северного Рисчорра. Можно спустится, но опасно, не стали рисковать, подойдем ближе к перевалу. В 13.30 спустились в долину ручья, на котором вчера делали перекус прошли 900м, облачно. В 14.00 привал.
Поднялись на отрог г. Касканюнчорр, направление юг-восток-юг. В 14.22 прошли горный ручей. В 15.00 спустились в цирк, нечетко обозначенный на карте, перешли ручей, направление юго-западное, прошли 2250м за переход, устроили привал.
15.13 идем к озеру – поднимаемся из цирка. 15.33 технический привал, прошли 200м, через две минуты пошли дальше. В 15.40 увидели озеро Академическое (см. фото), через 5 минут пришли к озеру. Солнечно, шли 15 мин, прошли 400м. На озере устроили перекус. Мы поели, и сразу набежали тучи.
В 17.10 вышли, пошел дождь. Общее время чистой ходьбы 3ч.22 мин. всего от лагеря до озера 8650м. Сильный ветер. Мы построились по парам, и спустились траверсом к ручью в соседнем цирке, затем пошли без тропы по правому отрогу горы Каскаснюнчорр (направление Сев-Восток). В связи с дождем, сделали привал только через 1 час 30 мин перед крутым спуском к ручью. Спустились траверсом (угол наклона не большой, каменисто) в долину ручья, берущего начало на перевалах с. и ю. Рисчорр. Оказалось, что есть хорошая тропа, идущая от Ю. Рисчора по правой стороне ручья (которая на карте обрывается) до самого р. Каскаснюньок. Когда спустились к ручью, вышли на тропу, перешли на левый берег ручья, то нашли несколько хороших стоянок. В 19.10. пришли в лагерь. Прошли от озера 5500м. К 20.00 приготовили ужин, за час успели поесть и провести общий сбор. В 23.00 отбой.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 14150м.
ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ: 5ч 40 мин.

14 день (31июля) Река Каскаснюнек – Пер. Умбозерский - База КСС
В 8.00 встали. Безветренно. +15. Сделали зарядку и покушали. В 09.45 вышли. Идём на запад по долине ручья Каскаснюнйок. Через 15 минут (10.00) сделали технический привал. Стало прохладнее. В 10.10 Вышли. Тропа петляет. По дороге недалеко от ручья встретилась стоянка. Перешли 4 раза ручей, благо переходить не сложно. Направление – запад. Шли по двухколейной дороге. Потом 1000м по тропе. Был небольшой траверс слева, прошли по хребтику 5 минут. Справа небольшое озерцо, был 15 мин дождь. Кажется, скоро перевал. Направление запад-юго-запад. За переход прошли 1700м. В 10.56 устроили привал. Перевал почти незаметный.
11.07. Вышли. В 11.56 устроили привал. Направление – запад. Перевал, словно бульдозером переехало. Слева ручей. Прошли 2400м. Погода такая же. Ветер сильнее. Прошли еще 2 озера, одно не отмечено на карте, слева еще озеро, дорога с перепадами высот, криволесье.
Через 15 минут (12.10) пошли дальше на запад-северо-запад. Через 1 км можно поставить лагерь - есть костровая, есть небольшие березы, но дров мало. На 1600м переход через ручей ширина 12 м - перешли по камням, можно обойти слева, сразу справа после ручья стоянка. После этого ещё 2 раза перешли ручей, по дороге встретили машины. Дорога пошла резко вниз, вошла в долину КСС. Появились доски, металл, много заросших дорог, кострищ. В 13.00 привал у ручья – здесь же и перекусили. Прошли за переход 2950 метров.
В 13.49 вышли, перешли ручей около которого перекусывали и пошли в южном направлении. 14.00 прошли 1000м, встретили ручей по щиколотку, перешли его по бревну и камням, река делится на 2 рукава. Переменная облачность, когда спускались, был сосново-еловый лес, а потом еловой – березовый. Дорога хорошая. В 14.45 с правой стороны прошли стоянку. Мимо проехали машины. В 15.00 пришли на базу КСС.
Через полчаса (15.30) забрали вещи с КСС, решили сходить в баню или в душ на выбор. Часть группы пошла в душ, остальные ставить лагерь на старом месте, а потом в баню. К 17.00 поставили лагерь. В 19.00 поели, в 22.00 отбой
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 12100м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 3ч 50мин

15 день. 1 августа база КСС - пер.Ю.Чоргорр - долина реки Часнойок
Встали в 7.30, ночью был ураганный ветер с дождем, с утра прохладно – около 16 градусов. Через 20 минут пришли в себя и отправились на зарядку. Пока все заряжались зарядкой – дежурные готовили завтрак и в 8.40 мы уже позавтракали, затем собрались и в 9.25 вышли. Прошли 1150м, по двухколейной грунтовой дороге в направлении на юг, через 20 минут устроили технический привал и вышли дальше в 9.53.
Идём сначала на запад, затем на юго-запад, прошли 2600м, остановились у ручья.
В 10.29 пошли дальше. Через 1800 метров свернули направо, на тропу ведущую на наш перевал. Ещё через 1700м прошли стоянку справа, привал рядом с маленьким озером (посередине озера огромный камень) ручьи сильно петляют, тропа сырая, переменная облачность, тучки, влажно, ветрено, +14, начинается березовое криволесье. В 10.58 вышли к ручью, в 11.00 - развилка троп, штурман пошел по левой, но тропа там кончилась, пришлось пойти по правой тропе. По дороге встретили 2 турика, вошли в перевальный цирк, тропа стала ровной, перешли через засохший ручей, решили дождаться хорошей погоды, чтобы перевал не закрывали облака, слева озеро. В 11.24 устроили привал.
В 11.40 вышли, пройдя 450 метров и поднявшись на 80 метров – устроили небольшой привал.
В 12.05 вышли, поднимаемся выше, осыпь, поднялись на перевал в 13.00, сделали привал - слева памятник-тур. За переход прошли 400м. Накрывает дождь. Кругом лишайники. Девчонки оставили на память свои резинки для волос.
В 13.11 идем дальше, вокруг только камни, немного лишайников и щавеля, который все ели. В 13.35 начался резкий спуск с большими камнями, идем по турикам. Спускаемся слева от озера. В 13.53 спустились, спуск составляет 300м, дошли до озера и устроили перекус. Порывистый ветер, +12. Начал моросить мерзкий дождь.
В 14.20 пошли дальше, идем вдоль ручья Часнойок, идущего от озера, тропа с левой стороны реки, периодически пропадает. Прошли 3100 метров, в 15.10 привал.
В 15.27 пошли, шли вдоль ручья, тропа с камнями, есть мелкие тропы, надо держаться склона реки, но не залезать в русло, через 1000м начинается березовое криволесье, начались стоянки. Еще через 500м есть хорошие стоянки, за переход прошли 2500 метров, в 16.12 сделали привал, начали поиск стоянки.
В 16.30 нашли стоянку на другом берегу реки. Через 10 минут переправились вброд по камням, начали ставить лагерь (см. фото). Погода улучшается – светит солнышко, можно посушиться. Во время разборки рюкзаков просыпалась соль, придётся экономить. В 19.00 окончательно поставили лагерь и поели. В 23.00 отбой.
ОБЩИЙ КИЛОМЕТРАЖ ЗА ДЕНЬ 11000м
ОБЩЕЕ ХОДОВОЕ ВРЕМЯ ЗА ДЕНЬ 4ч 55мин

16 день (2 августа) р. Часнойок- пер. Юмъеккорр- ущ. Аку-Аку
В 7.00 встали дежурные, в 7.30 все остальные. Окончательно проснулись все к 8.25, сделали зарядку и пошли завтракать. Позавтракав, мы начали собирать свои вещи, а затем палатки – ночью лил дождик, да и утро выдалось не очень погожим. Вышли мы в 9.27., перешли на левый берег р. Часнайок, идем по тропе на запад в направлении р. Гольцовка. Через 20 мин устроили технический привал на берегу ручья и штурман пожалел, что заранее не организовал разведку. Штурман долго бегал вниз по течению и нашел в 400м переправу из бревен, однако, командир, не дождавшись его, принял решение идти вверх по течению. Мы проходим около 1 км вверх по течению реки и строим мост из камней.
Немного подмокнув (см. фото), в 10.50 наконец переправились. На отжимание мокрых вещей ушло 10 минут, в 10.59 вышли. Пошли по азимуту 200, т.к. тропы в нужном направлении нет, встретились 2 тропы идущие вдоль реки, прошли через сухой ручей, березовое криволесье , иногда накрапывает дождь, в 11.18 устроили привал, прошли 500м. Перед нами красивый ручей, стекающий с г.Юмечорр, склоны его обрывистые, что не обозначено на карте, дно каменистое.
Через 10 минут вышли. Через 200м была хорошая стоянка, из-за нее сбились с тропы и шли не по тропе, но потом снова вышли на нее, через 600м тропа раздвоилась, одна шла к ручью, а вторая вверх, мы пошли по второй. Через 900м к нам присоединилась тропа, ручей почти не видно, идёт дождь, через 1600м перешли через ручей, видно перевал. Всю дорогу собираем грибы, которых здесь очень много. В 12.05 устроили ещё один привал
В 12.37 пошли, через 600м перешли ручей на правую сторону, затем 200м идет крутой подъем на перевал по правой стороне склона траверсом без тропы. Сильный ветер и дождь. Довольно круто, осыпь, камни, тропа видимо идет слева от ручья. В 13.10 привал, прошли 800м.
В 13.20 вышли. Далее идём ещё 300 м. траверсом, затем вышли на тропу и в 13.38 сделали привал практически под перевалом, отдохнули 10 минут и пошли дальше. Остановились сфотографироваться (см. фото слева), дальше предстояло спуститься по тропе. С перевала открывается потрясающий вид (см. фото справа) – лес, озеро Имандра, горы, над нашими головами проплывают тучки, приоткрывается ясное небо. По эту сторону ущелья стало заметно теплее, и растительность нам даже показалась какой-то субтропической.
Вышли в 14.45 и прошли до следующего привала 1500 м. В 15.15 тропа разветвляется, перешли речку, идем по правой стороне, последние 500м тайга, аккуратно и чисто как в парке, мы дошли до пересечения 2-х ущелий, свернули на право и вошли в Аку-Аку, остановились на аккуратной стоянке, переменная облачность, безветренно, +18. В 15.20 устроили перекус. На еду у нас ушло 40 минут.
В 16.00 вышли, идем вверх по ручью, по ущелью, прошли 15мин и вышли на ровную часть ущелья, в некоторых местах тропа завалена, в 16.40 сделали привал. У привала влево уходит тропа, она выводит из ущелья, погода не меняется, за переход прошли 1800 м.
В 17.00 решили ставить лагерь, впереди красивое озеро, но обойти его по ущелью очень проблематично – скальные прижимы, справа – небольшой водопад (см. фото слева), на карте его нет (озера, кстати, тоже нет на карте – фото справа). К 17.30 все