Хибины 2003

Группа туристов ГОУ ЦДЮТЭ «Черемушки» ЮЗАО в количестве 16 человек совершила с экспедицию первой категории сложности по Хибинам.

Маршрутная книжка №177-04/1-127

Маршрут:
Москва – Апатиты – Кировск – оз. Мал. Вудьявр – Ботсад – пос.под руд. Расвумчорр – пер. Юкспоррлак – Астрафиллитовое ущелье – пер. Зап. Эвеслогчорр – прав. приток р Тульйок – Тульйок – пер. Куропачий – р.Каскаснюнйок –– КСС –– р.Кунийок –– пер. ю. Чорргор –– р. Часнайок –– р. Гольцовка –– под ущ. Аку-Аку –– Гольцовка –– Имандра – Апатиты – Москва.

Радиальные выходы: отвалы рудника (Кировск, 25 км), ручей Гакмана, г.634м,оз. Академическое, оз. Гольцовое, г.Часначорр, ущелье Аку-Аку.

Протяженность активный части маршрута: 134 км
Продолжительность активной части маршрута: 13 дней

День 1. (6.08.03)

Утром погода была пасмурная. Всё небо заволокли тучи, моросил дождь. По приезду в Апатиты, мы направились на автобусную остановку, которая находится в 100 м от гл. входа в здание вокзала. На автобусе мы поехали к музею им. Ферсмана (ул. Ферсмана 16.). После посещения музея, мы отправились на почту, и там перекусили. Далее на автобус в г. Кировск до остановки Ботсад. По асфальтовой дороге мы направились на СЗЗ в сторону Ботсада. Добрались за полчаса, но смогли заказать экскурсию только на 9:00 утра следующего дня.

Из ботсада мы направились на север по той же дороге и, перевалив небольшой холмик, свернули вместе дорогой на восток, и пройдя 1 км дошли до места, где от основной дороги, на север уходила дорога на озеро мал. Вудъявр, которое находится в реальности несколько дальше, чем указано на карте. В этом месте, сойдя с дороги и немного поднявшись по склону горы Кукис, мы и поставили лагерь к 16:00. Оставив дежурных готовить ужин, мы отправились в радиалку на оз. Мал. Вудъявр. Пройдя 3 км мы посетили искомое озеро и, возвращаясь, сделали небольшой крюк, с целью посетить соседствующее озеро. На пути к озёрам нам встречалось множество разнонаправленных дорог не обозначенных на карте. В лагерь вернулись через 2 часа, преодолев по пути небольшое болото и промочив ноги. В 21:30 был отбой.

День 2.(7.08.03)

Утром температура была +10 С. Светило солнце, погода была ясная, безветренная с лёгкой перистой облачностью. Вышли в 8:00. До Ботсада дошли той же дорогой, по которой шли вчера. Время в пути - 1 час. С 9:00 до12:00 проходила экскурсия по экологической тропе (во время экскурсии погода была солнечная). В 12:10 выйдя с территории Ботсада мы отправились по асфальтированной дороге на ЮЮВ обратно к шоссе, ведущему на рудники (им. Кирова, Саамский), т.е. к автобусной остановке ‘Ботсад' Дойдя до шоссе и оставив рюкзаки в защищенном от ветра месте, совершили радиалку на рудник им. Кирова, находящийся севернее нас, и вернулись около 15:30, отсняв несколько сюжетов посвященных нашей работе, но не исполнив главной цели радиалки – попасть на рудник.

Перекусив, мы в 16:00 отправились по шоссе в сторону Кировска. Пройдя около 2 км, мы свернули на отходящую от шоссе на восток грунтовую дорогу, зашли в храм, купола которого виднеются уже от шоссе. Пройдя около 0,5 км после поворота перешли ж. д. и скоро свернули на восток. Начали искать место для стоянки с питьевой водой. Ручей, протекающий справа от дороги на взгляд не внушал уверенности в своих питьевых качествах. В итоге мы остановились на ночевку справа от дороги перед шлагбаумом неизвестного предприятия (около 2 км от поворота). От дороги нас отделял ручей текущей с г. Рассумчорр, через который пришлось переправиться в бахилах, зато мы были вознаграждены – в непроходимой чаще мы нашли и футбольное поле, на котором и поставили лагерь, и чистый ручеек. Пейзаж вокруг антропогенный, похоже, что наше место может быть одно из немногих, пригодных для турстоянки. Погода в течение дня менялась: от солнечной с утра (6 – 13часов), до моросящего дождя в обед (13 – 15часов), пасмурной вечером (после 15:00). Начиная с 13:00 дул с переменной силой ветер ССВ направления.

День 3.(8.08.03)

Утром погода была пасмурная. Облачность - 8 баллов, температура +9 С, ветер был южный. Лагерь мы собрали в 8:40. Вышли со стоянки в 10:00. Перейдя ручей, мы повернули по грунтовой дороге на СВВ. Пройдя 2 км. мы решаем сходить в радиалку, оставляем рюкзаки в кустах и движемся в восточном направлении вдоль ж.д. Пройдя 1км. мы направляемся вдоль ручья Гакмана на север. Пройдя 300м поднимаемся на гору, которая находится на СЗ от руд. Расвумчорр. С её вершины группа наблюдает за происходящем на руднике.

Полюбовавшись индустриальным пейзажем, мы спускаемся по ЮВ склонe c самостраховкой альпенштоками. На горе и склоне было достаточно ветрено, и этим самым был продемонстрирован первый урок для новичков группы: идя в любую радиалку нужно брать тёплые непромокаемые вещи. Дойдя до места, где были оставлены вещи, группа отправилась по дороге в восточном направлении, пройдя 0,5 км, свернули на туристическую тропу, проложенную с СЗ стороны ручья текущего с перевала Юкспоррлак. Подъем не представлял особого труда, на перевал мы перекусываем и оставляем записку. После перекуса спускаемся по осыпухе вниз по склону к ручью Вуоннемйок. Дойдя до ручья, по его правому берегу мы направляемся к озеру, расположенному у начала Астрофиллитового ущелья. По дороге к нему параллельно собираем грибы.

С СВ стороны от озера располагалась отличная туристическая стоянка. Придя на стоянку, первым делом ребята собрали мусор, несмотря на свою усталость, а после этого занялись постановкой лагеря. На палатках натянули штормовые верёвки, так как стоянка оказалась ветреной. Погода весь день была пасмурная, дул сильный северный ветер, но всё же вечером выглянуло солнышко.

День 4.(9.08.03)

Температура с утра была +9 С, было пасмурно, присутствовал сильный ветер. Лагерь собрали в 9:20, шел мелкий дождь. Из лагеря, предварительно перестроив группу так, чтобы сильный страховал слабого, мы двинулись по Астрофилитовому ущелью, вдоль ручья. Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер с моросью, скалы становились все более скользкими, так что на самом перевале трудно было устоять на ногах. По пути нам встретился довольно большой (около 7 м) водопад, около которого мы отсняли несколько сюжетов.

С самого начала подъёма, около 2,5 км мы двигались вдоль ручья, который образовал развилку, не указанную на карте (надо идти по правому притоку) выбирая более удобный для подъема берег, и ещё 1,5 км двигались без ручья основываясь на визуальных данных. Поднялись левее перевального тура и не стали искать его. На перевале мы нашли укрытую от ветра ложбинку, где и перекусили.
После перекуса, очень замерзнув и невнимательно изучив карту, мы стали спускаться в северо-западном направлении в долину реки Тульйок. Однако скоро мы наткнулись на обрыв, который пришлось обходить справа. Спуститься к дороге нам удалось не менее чем через полтора часа, мы потеряли около часа на поиск наиболее безопасного спуска. От дороги спуск в долину продолжили уже в СЗ направлении, не забывая собирать растущие вокруг в изобилии грибы. Так, поднявшись и спустившись по грунтовой дороге, не обозначенной на карте, по северо-восточному склоны горы Юкспорр на 3 км, мы поставили лагерь в 2 км выше по течению от места, где сливаются ручьи текущие с г. Юкспорр и г. Эвеслогчорр.

Лес был только на противоположном берегу ручья, поэтому дрова мы собирали юовольно долго – надо было ставить лагерь сразу на северном берегу. Постановка лагеря и готовка еды были завершены к 20:00. Весь день погода была пасмурная, изредка шел моросящий дождь, и только к вечеру проглянуло солнышко.

День 5.(10.08.03)

С утра пятого дня имела место переменная облачность, и температура была +10 С. Был также ветер до 3 баллов. В10:30 мы вышли на маршрут. Пересекли безымянный приток реки Тульйок на котором стояли, и, взяли азимут 3200 на перевал Куропачий, который просматривался западнее горы Рыпнецк находящейся севернее нас, на расстоянии 5-6,5км. Благодаря тому, что перевал хорошо просматривался снашей стоянки, мы смогли проложить наиболее эффективный маршрут до него, и взобрались на Куропачий в 14:30, преодолев по пути небольшой лесистый отрог горы Юкспорр и реку Тульйок, которая легко переходится по упавшим деревьям. На перевал мы залезли, следуя азимуту в аккурат между двумя обрывами, обозначенными на карте и нам оставалось только пройти с 0,5 км на СВ, чтобы выйти на платтообразную седловину перевала.

После кратковременного отдыха и написания записки мы направились по азимуту на север, планируя встать под Умбозерским перевалом. Спустившись с перевала на 1,5 км мы перекусили на притоке ручья Каскаснюнйок в 15:30 и, перейдя вышеназванный приток по камням, направились на север, не считаясь с тем обстоятельством, что перед нами на СЗ лежала безымянная гора, а на нашем пути имелся её склон. Словом, поднявшись по склону на 0,5км, и не теряя высоты, мы прошли по ободу горы еще около 1км и, наконец, по СЗ азимуту мы спустились в искомую долину ручья, где и встали лагерем 3 километрами ниже (по течению) слияния двух ручьев, текущих с пер. Умбозерский и Рисчорр, образующих Каскаснюнйок. Стоит отметить, что наш лагерь расположился на левом берегу реки на туристской тропе ведущей на перевал Умбозерский. Лагерь был поставлен к 18:24.
Погода весь день была облачной.

День 6.(11.08.03)

Утренняя температура +10 С, пасмурная погода и очень мокро, потому что ночью прошел сильный дождь. На шестой день мы запланировали экспедиционные исследования. Из лагеря мы вышли в 9:45 и двигались 3 км на запад вдоль ручья и до места слияния двух ручьев. Там мы перешли на правый берег ручья и, взяв строгий азимут 1950, направились на вершину горы. По пути мы проводили научные изыскания: измеряли высоту через каждые 20 шагов (посредством GPS), конспектировали визуальные наблюдения изменения растительности относительно высотной поясности, выкапывали почвенные разрезы с заданной регулярностью и заносили все полученные данные в полевые дневники. Параллельно мы снимали на камеру необходимые материалы. Выкопав предпоследний разрез на вершине горы 634м (последний разрез нами был выкопан на пути в лагерь вдоль ручья, но не доходя до лагеря 1км и не был изначально запланирован), мы отправились на оз. Академическое, т.к. работа на горе была завершена, а до ужина было много времени. Чтобы попасть на озеро, нам пришлось сначала пройти на Запад около 2км по вершине горы, спуститься в небольшую седловину, пройти еще около 2 км по пологому подъему на запад свернуть на юг, перевалить небольшую гряду и спуститься к озеру. Своей цели мы достигли в 16:30, перекусили и отправились обратно той же дорогой, за тем лишь исключением, что до вершины горы, где мы копали разрез, мы не дошли 1,5км, и спустились к ручью более полого, обойдя гору 634 траверсом по ее северному склону, а далее следовали по ручью до самой стоянки, до которой мы добрались в 19:00.

День 7.(12.08.03)

Утром погода была пасмурная , +11 С. Вышли из лагеря в 9:40 и взяли направление на СЗ по тур. тропе на пер. Умбозерский, нам предстояло пройти около 19 км и встать близ станции Контрольно-Спасательной службы (КСС). Пройдя 8 км из лагеря, и миновав ручей, стекающий с Рисчорраи и еще один с г. Партомчорр, а также, сделав один привал для уборки загрязненной стоянки и ещё один на сбор грибов, мы в 12:30 достигли перевала, по пути встретив две детские группы из Сочи. Полюбовавшись двумя прекрасными озёрами, мы покорили наконец Умбозерский. Всё это время стояла высокая облачность, и почти не было ветра. Неспешно перекусив, мы взяли курс ССЗ и продолжили движение по тур. тропе и, вместе с ней шли сначала по правому, а потом по левому берегу ручья Партомйок. Пройдя 5 км от перевала, мы дошли до плавного поворота тропы на ЮЮЗ (длиной 1 км) и слияния нашей тропы с дорогой ведущей из Кировска, мимо КСС и на ССВ вдоль ручья Кунийок. Далее мы проследовали по этой дороге 4км и, дойдя до КСС, перешли р. Кунийок по мосту и, проследовав по тропе на юг 0,5 км, встали лагерем на левом обрывистом берегу ручья. Лагерные мероприятия были закончены к 21:10 Погода в течение дня не менялась.

День 8.(13.08.03)

Температура: +11С. Погода: Переменная облачность. Ветер: 0-2Балла.
Задача дня: Радиалка на оз. Гольцовое, потом Баня на КСС. На 15:00 мы договорились с баней на базе спасателей, и потому вышли в радиалку уже в 9:00. Пройдя 0.5км мы перешли ручей, пройдя через базу свернули по грунтовой дороге на север, повторяя последние часы пути вчерашнего дня в обратном порядке. По этой дороге мы прошли 7 км до озера. При этом, последние пол километра мы прошли по заболоченному участку по тур. тропам. Погода была облачной, а вода прохладной. Не смотря на это, некоторые из нас решили искупнуться.

Задержавшись на озере около 1 часа (10:40-11:40) мы поспешили в лагерь, послав вперед дежурных, для экономии времени на готовку еды. Дорога от озера ведет точно к базе КСС без серьёзных ответвлений по направлению движения и, потому мы не нуждались в дополнительных ориентирах, а просто держались основной дороги. После бани в 17:00 мы приготовили ужин и назначили отбой на 21:00.

День 9.(14.08.03)

Температура: +14 С. Погода: Ясная, после Ю. Чорргора - переменная облачность. Ветер: Внизинах-0 баллов, на перевале - 3-4балла. Задача дня: Покорить Южный Чорргор и встать лагерем на слиянии ручьев Часнайок и Гольцовка. В10:00 собрав лагерь, мы отправились на Ю вдоль нашего берега ручья Кунийок по туристической тропе, пройдя 4,5-5км мы свернули на тропу ведущую на перевал Ю. Чорргор. Тропа некоторое время вела в общем на Север по ручью стекающему с перевала, всё время петляла, но в итоге вывела нас куда надо. Так, пройдя около 8 км со всеми поворотами и изгибами тропы, и миновав красивое, но подсохшее озеро (не доходя 1 км до перевала) мы подошли к перевалу.
Поднималисьпо каменистой осыпи перевала траверсом, применяя страховку и взаимостраховку альпенштоками. Поднялись на перевал в 15:00, сфотографировались, перекусили и в 15:30 начали спускаться с перевала на СЗ мимо небольшого озера у подножия перевала и вдоль ручья Часнайок. Оставив по левую руку от себя гору Часначорр (одну из самых высоких гор в Хибинах) и двигаясь туристической тропой вдоль ручья мы вышли на искомую стоянку с большим камнем и сосной на левом берегу Часнойока, недалеко от его впадения в Меридианальный ручей.

День 10.(15.08.03)

Подъём в 10:30. Перед завтраком группа делится на три отряда, и отправляется в поисках мусора. Спустя 40мин. отряды постепенно возвращаются с выполненной миссией. После завтрака и второго чая группа отправляется в радиалку на г.Часначорр. Вышли в14:30 и отправились вниз по течению ручья Часнайок, по левому его берегу. Дойдя до впадения притока в основную реку, мы повернули на Юг, вверх по течению меридианального ручья, по его левому берегу, по туристической тропе ведущей на перевал Арсеньева. Пройдя около 6 км, миновав два небольших левых притока ручья и дойдя до возвышающегося слева холма, соединяющегося грядой с отрогом г. Часнайок мы свернули в сторону этого холма и поднялись слева от холма на гряду соединяющую холм с отрогом. Обнаружив себя на обширном плато группа была поражена открывшимся фантастическим пейзажем.

В 3.5 км перед нами виднелся перевал Крестовый а горы вокруг образовывали видимость гигантского кратера или цирка. Двигаясь в восточном направлении мы медленно поднимались по дну цирка, обошли отрог горы слева от нас, и поднялись по южному склону ледникового цирка наверх гряды. Подъем представляет из себя осыпуху. Был небольшой туман, мы начали двигаться вправо по краю цирка, прошли около 2 км, но из-за плохой видимости не нашли вершины г.Часночорр: cтоило лишь нам двинуться по кругу в сторону Крестового как налетела низкая облачность с дождем и зацепившись за близлежащие горы осела на нашем плато почти полностью парализовав видимость (не более20м). Мы не стали рисковать и найдя укрытую от ветра ложбинку перекусили в 19.00-19.30. После перекуса мы вернулись в лагерь той же дорогой, но для экономии времени, не доходя 1 км до того места где в Гольцовку впадает Часнайок мы резко свернули на СВ и пройдя по тур тропе вышли точно к лагерю стоящему на пол километра выше по течению от места впадения Часнайока в Гольцовку. Время возврата в лагерь: 23:00.

День 11.(16.08.03)

Температура: + 12С. Погода ясная, светит солнце, хотя близлежащие горы окутаны туманом. Группа вышла из лагеря в 14:00, и отправилась вниз по течению ручью Часнайок (по левому берегу). Пройдя 0,5км. мы перешли р. Меридианальный и оттуда взяли курс на ССВ по тур. тропе, которая проходит вдоль ручья. По дороге мы перешли пересохшее русло ручья, стекающего с ущелья Юмекорр. Не доходя 0,5км. до слияния р. Маннепахк и Меридианального мы делаем перекус. После перекуса штурман берёт азимут 2500 и группа отправляется в лес за своим Сусаниным. Через 10мин. пути группа останавливается на час для сбора черники. За 50мин. ребята собрали семилитровый кан черники. Далее мы пошли тем же азимутом, перевалив холм, спустились в долину одного из притоков р. Гольцовка. Мы встали лагерем в трёх км от р. Гольцовка и в 1,5 км от ущелья Аку-Аку в 18:00. После сбора ягод погода постепенно начинала портиться, был моросящий туман.

День 12.(17.08.03)

Температура: +12С. Погода весь день была однообразной – моросил мелкий дождик. Подъём в 8:30. После завтрака отправляемся в радиалку (в 10:40) в ущелье Аку-Аку. Около лагеря перешли ручей, стекающий с г. Гольцовка, и по правому берегу двинулись в южном направлении. Таким образом, прошли около километра, повернули на право в гору, и, пройдя 300м. вошли в начало ущелья. В ущелье отсняли необходимые сюжеты для фильма. После съёмок отправились в южном направлении по ущелью. Пройдя ущелье насквозь, через 2км. мы устроили перекус, около преграждающего дорогу озера. В лагерь возвращались тем же путём, по которому шли в ущелье. По дороге собирали грибы к ужину и последнему общему сбору.

В 14:30 были в лагере. После прихода в лагерь начали готовиться к общему сбору: заготавливали дрова, собирали ягоды, готовили речи. Общий сбор начался в 20:00, и продолжался до 23:00. На сборе говорили об особенностях похода, о его плюсах и недочётах, так же говорили о должностях и о ребятах. Отбой устроили свободный.

День 13.(18.08.03)

Температура: +12С. Погода такая же, как и вчера. Подъём в 8:30. После завтрака ребята нагрели воды, и пошли мыться на ручей, а девчонки в их отсутствие собирали ягоды домой. Когда ребята помылись, девчонки передали им эстафету собирания ягод. После 12:00 группа постепенно начинает собирать палатки и укладывать рюкзаки. К часу дня дежурные приготовили обед, и в 13:40 мы отправляемся к ст. Имандра. При движении к станции не испытывали не каких проблем, т. к. всю дорогу шли по туристической тропе, которая проходила через место нашей стоянки. Тропа проходит вдоль ручья в северном направлении, немного петляя. Не доходя 800 – 1000м. до впадения ручья в основное русло Гольцовки тропа поворачивает на запад, проходит через озеро, и от оного тропа ведёт на СЗ. Через 3,5км. от озера мы доходим до ж. д. Через Гольцовку переправляемся по навесному мосту. Держась ж. д. направляемся к Имандре. На станцию пришли к четырем часам дня. На станции узнали, что наша электричка (Оленегорск – Апатиты) опоздает, и придёт не в16:45, а к 18:00. На станции было очень ветрено, дул СЗ ветер, поэтому группа встала за вокзальным домом, спрятавшись тем самым от ветра. Электричка (состоящая из двух вагонов) пришла в 18:10. В вагоне поели картошку, и к 19:00 были в Апатитах.

На вокзале разделились на две группы – одна пошла в город за продуктами, а другая осталась на вокзале. Ребята с продуктами вернулись к девяти часам. На вокзале играли на гитаре. Легли спать после отправления поезда 11 (Мурманск – Москва), когда большая часть туристов отправилась домой на выше указанном поезде.

День 14. (19.08.03-20.08.03)

Подъём в 5:00. Поезд опаздывает на 10мин. Приезжает в 5:38. В поезде завтракаем и погружаемся в длительный сон на чистом бельё. До Москвы добрались без приключений. У всех членов группы осталось ощущение, что экспедиция длилась не две недели, а два дня – хотелось обратно в Хибины.